Сенаторы, депутаты, политики

История французского Парламентаризма

Парламент Франции по Конституции 1791 года.
В соответствии с Конституцией во Франции провозглашалось унитарное государственное устройство: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт - на кантоны». Также были четко сформулированы единство государственной власти и территории. Однопалатное Национальное собрание выступало в качестве высшего органа законодательной власти. Собрание избиралось на два года, а главным преимуществом стало то, что король не мог распустить его досрочно. Депутаты были наделены правом неприкосновенности: их не могли подвергать уголовному преследованию, а также суду за мысли и действия, которые были высказаны или совершены при исполнении обязанностей. Уголовное преследование депутатов было возможно только за общеуголовные преступления, но для начала следствия требовалось согласие Национального собрания.
Основной функцией Национального собрания было принятие законов. После утверждения законопроекта в парламенте, его должен был одобрить король, т.е. король обладал правом «вето». Но если король отказывался принимать законопроект, то Национальное собрание было вправе вновь вынести его на голосование, и если он был принят двумя следующими новыми составами парламента, то он законопроект приобретал силу закона. Таким образом, королевское вето было только отлагательным, и максимальный срок принятия нового закона равнялся 6 годам (три состава парламента).
В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:
- в области административного управления — учреждение и упразднение государственных должностей;
- в области финансов — ежегодная подготовка и утверждение бюджета страны, утверждение новых налогов, контроль расходования государственных средств;
- в области военных дел — регулировка численности и состава вооруженных сил страны, определение размера их денежного довольствия, объявление войны;
- в области юстиции — привлечение к ответственности министров и высших должностных лиц (перед Верховным судом), возбуждение уголовного преследования лиц, которых подозревали в заговоре против безопасности государства;
- в области внешних отношений — подготовка и ратификация договоров с иностранными государствами.
Кроме того, был установлен порядок, по которому сессии парламента должны были созываться в соответствии с законодательством, а не по усмотрению монарха.
10 августа 1792 г., после взятия штурмом королевского дворца, правление фельянов было свергнуто. Вся власть в столице оказалась у коммуны, которая арестовала Людовика XVI и принудила Законодательное собрание (в то время жирондисты были самой влиятель¬ной группировкой) согласится с рядом важных решений. В этот же день были изданы декреты, которые отстраняли монарха от обязанностей главы исполнительной власти, временное право назначать министров было передано Законодательному собранию, которое избирало их «путем индивидуального выбора, но не из его среды»; также было объявлено о созыве Национального конвента - нового органа государственной власти.
В сентябре прошли повторные выборы в Конвент, на которых были избраны 783 депутата (из них 34 от колоний). Депутатский корпус включал около 200 жирондистов и 100 якобинцев (Париж отдал свои голоса в основном за них). Якобинцы заняли в Конвенте верхние скамьи, после чего их стали называть «горой» или «горцами (монтаньярами)». Большое количество членов Конвента не принадлежали к какой-либо группировке. Также они не отличаясь ни четкостью политических взглядов, ни последовательностью, и в зависимости от обстоятельств примыкали то к одной, то к другой из указанных партий. Очень часто в насмешку их называли «равниной», а иногда — «болотом».
В обстановке всеобщего энтузиазма и ликования (победа при Вальми) конвент начал свою работу, наметилось даже временное перемирие сторон. Практически единодушно новый законодательный орган утвердил отмену Конституции 1791 г. и упразднение монархии в стране.
Парламент при Робеспьере.
При Робеспьере высшим органом законодательной власти являлся Законодательный корпус (Национальное собрание). Новый орган был «един, неделим и действовал постоянно». Законодательный корпус избирался на один год и состоял из одной палаты. По мнению Робеспьера, столь короткий срок работы исключал возможность обособления депутатов от своих избирателей.
Знаменитый философ Руссо, в духе идей народного суверенитета, предусматривал участие простых граждан в законотворчестве. Для осуществления этого была необходима законодательная плебисцитарная система. Ее сущность заключалась в следующем: законодательный корпус составлял предложения (проекты) законов, которые затрагивали наиболее важные сферы законодательства (бюджет, уголовное и гражданское право, объявление войны и т.д); предложения законов должны были быть утверждены первичными собраниями, которые заседали в составе 200—600 избирателей. Им давался срок в 40 дней с момента рассылки предложения закона, после чего если в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, то законопроект считался принятым и мог быть утвержден в виде закона. Если проект закона был отклонен, то был предусмотрен опрос всех первичных собраний, решение которых по данному проекту, как следует полагать, являлось окончательным.
Новый законодательный орган получил право издавать декреты, не требующие последующих плебисцитов. В них входило все, выходящее за рамки законов.
Текущее административно-распорядительное управление вручалось исполнительному совету, который формировался примерно так: собрание выборщиков каждого департамента выдвигало по одному делегату; из назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу департаментов) Законодательный корпус избирал 24 члена исполнительного совета, половина из них подлежала ежегодному переизбранию. Исполнительному совету, действовавшему строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить деятельностью всех ведомств (министерств), координировать и контролировать ее, назначать высших должностных лиц во все ведомства.

поделиться